Малгобекская городская прокуратура разъясняет: "Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"
С 01.09.2023 вступили в действие новые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2023 № 736.
Под платными медицинскими услугами понимаются медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
С учетом требований законодательства физическое лицо, получающее платные медицинские услуги, является потребителем таких услуг.
Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями независимо от организационно-правовой формы (государственными, частными), а также индивидуальными предпринимателями, оказывающими медицинские услуги, к примеру, по выполнению отдельных видов исследований, по профилям «стоматология», «косметология», в соответствии с договорами.
Медицинские организации, в том числе индивидуальные предприниматели, предоставляющие платные медицинские услуги, обязаны иметь оформленные в установленном порядке лицензии на осуществление медицинской деятельности. Соблюдение порядка предоставления платных медицинских услуг относится к числу лицензионных требований, предъявляемых к медицинской организации при осуществлении медицинской деятельности.
Вид, объем и сроки предоставления платных медицинских услуг, определяются заключенным в соответствии с требованиями федерального законодательства договором.
Так, договор заключается между потребителем (гражданином) и исполнителем (медицинской организацией, индивидуальным предпринимателем) и должен содержать следующую информацию:
1) сведения об исполнителе – наименование медицинской организации (юридического лица), адрес, основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его место жительства, адрес места осуществления медицинской деятельности, основной государственный регистрационный номер;
2) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности, ее номере, сроках действия, а также информацию о выдавшем лицензию органе;
3) сведения о потребителе, то есть о гражданине, получающем платные медицинские услуги – фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, иные адреса, на которые исполнитель может направлять ответы на письменные обращения, телефон (при оказании платных медицинских услуг гражданину анонимно сведения фиксируются со слов потребителя услуги);
4) сведения о законном представителе (при наличии такого);
5) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;
6) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;
7) условия и сроки ожидания платных медицинских услуг;
8) ответственность сторон за невыполнение условий договора;
9) порядок изменения и расторжения договора;
10) порядок и условия выдачи медицинских документов, их копий и выписок из них.
Договор заключается в двух экземплярах (за исключением случаев заключения договора дистанционным способом) и подписывается сторонами (исполнителем и потребитель).
Правилами предоставления платных медицинских услуг предусмотрена возможность дистанционного взаимодействия медицинских организаций и физических лиц при заключении договора.
Обязательным условием предоставления медицинской услуги является наличие оформленного гражданином информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
На медицинскую организацию, индивидуального предпринимателя, оказывающего платные медицинские услуги, возложены обязанности по предоставлению гражданам, то есть потребителям, информации об адресах осуществления ими деятельности, видах медицинских вмешательств, методах оказания медицинской, а также сведений о лицензиях, медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, уровне их профессионального образования и квалификации, графике работы.
Кроме того, на медицинские организации, индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по доведению до потребителей информации о форме и способах направления обращений (жалоб) в органы государственной власти и организации, их адресах.
При предъявлении потребителем требований, в том числе при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной медицинской услуги), исполнитель рассматривает и удовлетворяет заявленные требования (направляет отказ в удовлетворении заявленных требований) в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Жалобы на некачественные медицинские услуги могут быть направлены в действующие в республике Территориальный орган Росздравнадзора, Межрегиональное управление Роспотребнадзора.