Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 введен мораторий на плановые проверки, а также ограничения на проведение проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий.
Исчерпывающий перечень оснований проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий установлен Постановления № 336.
Так, допускается проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий только в рамках:
- санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении определенных объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;
- пожарного надзора в отношении определенных объектов, отнесенных к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска;
- надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов II класса опасности;
- ветеринарного контроля (надзора) в области свиноводства.
Допускается проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при условии согласования с органами прокуратуры исключительно:
- при непосредственной угрозе либо фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
- истечение срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений;
- при выявлении индикаторов риска;
- по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
- по решению руководителя (заместителя руководителя) органов Роструда в случае поступления от работников обращений (информации), содержащих сведения о массовых (более 10 процентов среднесписочной численности или более 10 человек) нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с полной или частичной невыплатой заработной платы свыше одного месяца;
- по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в рамках федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных в отношении операторов, в случае если установлен факт распространения (предоставления) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" баз данных (или их части), содержащих персональные данные.
Возбуждение должностными лицами органов контроля дел об административном правонарушении возможно только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).
Изменён порядок назначения наказания субъектам предпринимательства.
В соответствии с этими изменениями:
- юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое его должностное лицо или иной работник привлечены к административной ответственности;
- в случае привлечения к административной ответственности юридического лица, то его должностное лицо или иной работник не подлежат административной ответственности;
- хозяйствующим субъектам, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям административный штраф назначается в размере предусмотренной санкцией для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае если санкцией статьи не предусмотрено наказание для этой категории субъектов, то наказание назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины), предусмотренного санкцией для юридического лица либо в размере половины административного штрафа, установленного в фиксированном размере.